Система управления рисками (СУР)
В Обществе действует система управления рисками, целью которой является обеспечение устойчивого непрерывного функционирования и развития Общества путем своевременной идентификации, оценки и управления рисками, представляющими угрозу эффективному осуществлению хозяйственной деятельности и репутации Общества, здоровью работников, окружающей среде, а также имущественным интересам акционеров и инвесторов.
Организация СУР
Задачами действующей в Обществе системы управления рисками являются обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед Обществом целей, определенных Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, программными документами о развитии и Уставом Общества, а также обеспечение роста стоимости Общества при соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Процесс управления рисками Общества осуществляется Советом директоров, исполнительными органами ПАО «Россети Кубань», руководителями и работниками на всех уровнях управления Общества и включает выявление (идентификацию) и оценку рисков, их ранжирование, а также воздействие на риски для обеспечения разумной гарантии достижения целей Общества.
В целях обеспечения функционирования СУР в Обществе Советом директоров утверждена Политика управления рисками (далее — Политика) (протокол от 18.03.2016 № 233/2016). Политика является внутренним документом Общества, определяющим его отношение к рискам, устанавливающим принципы построения, цели и задачи СУР, подходы к организации СУР, распределение ответственности между участниками СУР и характер их взаимодействия, этапы процесса управления рисками.
Кроме того, в Обществе действуют следующие нормативные документы в области управления рисками, утвержденные приказом Общества от 10.04.2020 № 228, распоряжением Общества от 27.04.2020 № 162:
- Положение по управлению рисками Общества;
- Модель «дерева» рисков;
- Модель зрелости системы управления рисками Общества;
- перечень базовых мероприятий по управлению рисками.
Функция координации и методического обеспечения деятельности по управлению рисками Общества возложена на департамент внутреннего контроля и управления рисками.
Взаимодействие участников СУР осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, в соответствии с требованиями Политики и внутренних нормативных документов Общества, регламентирующих взаимодействие структурных подразделений в процессе управления рисками.
Управление рисками является непрерывным, постоянно функционирующим процессом.
Ключевые риски в деятельности Общества
Общество регулярно выявляет, оценивает риски и осуществляет их мониторинг, реализует мероприятия по снижению вероятности и потенциальных последствий реализации рисков, а также информирует об этом акционеров и иных заинтересованных лиц.
В соответствии с Положением по управлению рисками решением Правления Общества утвержден Реестр рисков Общества на 2020 г., содержащий 19 функциональных рисков, то есть агрегированных рисков бизнес-процессов и рисков, оказывающих существенное влияние на деятельность Общества, в том числе на ключевые показатели эффективности единоличного исполнительного органа Общества, а через них — на достижение целей по управлению электросетевым комплексом и обеспечение стратегических целей Группы компаний ПАО «Россети».
Для определения уровня воздействия рисков на деятельность Общества устанавливается уровень существенности риска. Риски ранжируются по трем уровням существенности: умеренный, значимый, критический.
Мероприятия по минимизации рисков, имеющих значимый или критический уровень существенности, включены в План мероприятий по управлению рисками Общества на 2020 г.
Наименование и условное обозначение риска | Влияние на показатели деятельности | Уровень существенности риска | Мероприятия по управлению риском |
---|---|---|---|
Снижение объема услуг по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к региональным распределительным сетям (ФР01-01) | Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Значимый | Мониторинг и прогнозирование электропотребления в разбивке по уровням напряжения. |
Вынесение судебных актов (разрешение споров) о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии не в пользу Общества (ФР01-14) | Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Значимый | Передача документов для проведения исковой работы. |
Неисполнение контрагентами обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии в установленные соглашением/договором сроки и (или) в неполном объеме (ФР03-01) | Достижение запланированного уровня дебиторской задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии | Значимый | Проведение претензионной работы в целях досудебного урегулирования спора, проведение исковой работы по взысканию дебиторской задолженности. |
Увеличение процентной ставки по кредитам и займам (ФР04-02) | Обеспечение дивидендного потока | Значимый | Проведение переговоров с банками-кредиторами, направление писем о рассмотрении возможности снижения процентных ставок по кредитам |
Производственный травматизм в Обществе (ФР09-01) | Отсутствие роста числа работников, пострадавших при несчастных случаях | Критический | Выполнение мероприятий Комплексной программы по снижению рисков травматизма персонала, направленных на безопасное выполнение работ в электроустановках. |
Вовлечение Общества /работников Общества в коррупционную деятельность (ФР12-04) | Соблюдение законодательства, включая законодательство о предотвращении и противодействии коррупции и антимонопольное законодательство | Значимый | Реализация мероприятий Плана противодействия коррупции в ПАО «Россети Кубань» на 2020 г., в том числе:
|
Нарушение и (или) прекращение функционирования объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса (ФР13-03) | Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Внедрение средств защиты информации на объектах информационной инфраструктуры в соответствии с техническими заданиями на их создание. |
Неправомерное воздействие на объекты электросетевого комплекса и их информационные и телекоммуникационные системы (террористического, диверсионного, криминального и иного характера), в том числе с использованием информационных технологий (ФР13-05) | Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Установка на объектах электроэнергетики инженерных средств охраны, систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализации. |
Умышленные противоправные действия как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества, наносящие экономический ущерб и вред деловой репутации (ФР13-07) | Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Реализация плана работы департамента безопасности ПАО «Россети Кубань» на 2020 г., в том числе:
|
Влияние рисков на достижение стратегических целей
В 2020 г. в ПАО «Россети Кубань» введена новая методология управления рисками и расширен понятийный аппарат.
Ключевой показатель деятельности (КПД) | Показатели деятельности Общества, отражающие ключевые целевые операционные и финансовые приоритеты, а также возможные стратегические цели и задачи. |
Функциональный риск | Влияние факторов неопределенности на достижение соответствующего КПД Общества. Факторами возникновения функционального риска могут являться риски определенных бизнес-процессов |
Риск бизнес-процесса | Влияние неопределенности на достижение целевых показателей деятельности бизнес-процесса |
Риски бизнес-процессов Общества включают в себя риски основных, вспомогательных бизнес-процессов, бизнес-процессов управления и развития Общества, учитываемые при моделировании бизнес-процессов и возникающие в ходе реализации любого из бизнес-процессов Общества, оказывающие влияние на достижение целей соответствующего бизнес-процесса, а через цели бизнес-процесса — на достижение операционных целей Общества, целей соблюдения применимых к Обществу требований законодательства и нормативных актов Общества, а также на обеспечение целей формирования достоверной, своевременной, полной отчетности о деятельности Общества всех видов (бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической, управленческой, сетевой и др.).
Каждый бизнес-процесс обладает своим набором рисков, характерным только для него. Поэтому определение перечня рисков и их анализ проводятся для каждого бизнес-процесса отдельно, после чего они включаются в Реестр рисков Общества.
К функциональным рискам Общества относятся агрегированные риски бизнес-процессов и риски, оказывающие существенное влияние на деятельность Общества, в том числе на ключевые показатели эффективности единоличного исполнительного органа Общества, а через них — на достижение целей по управлению электросетевым комплексом и обеспечение стратегических целей Группы компаний ПАО «Россети». При формировании сценарных условий формирования бизнес-плана Общества учитываются результаты деятельности Общества с начала текущего года и за предыдущие периоды, а также информация о функциональных рисках. В составе бизнес-плана Общества содержатся сведения о функциональных рисках, имеющих итоговую оценку «значимый» и «критический».
По каждому функциональному риску определяется одно наиболее важное последствие и соответствующий КПД, на который такой риск оказывает наибольшее влияние. Каждый функциональный риск оценивается отдельно от других рисков, влияющих на этот же КПД.
Выделены следующие КПД:
- Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA)
- Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA
- Достижение запланированного уровня дебиторской задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии
- Обеспечение дивидендного потока
- Уровень потерь электроэнергии (%)
- Соблюдение сроков осуществления технологического присоединения
- Выполнение графика ввода объектов в эксплуатацию (%)
- Достижение уровня надежности оказываемых услуг
- Отсутствие роста числа работников ДЗО, пострадавших при несчастных случаях
- Эффективность инновационной деятельности
- Снижение удельных инвестиционных затрат
- Соблюдение законодательства, включая законодательство о предотвращении и противодействии коррупции и антимонопольное законодательство
- Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества
Оценка эффективности и совершенствование СУР
Для обеспечения гарантии того, что СУР эффективна и соответствует объективно изменяющимся требованиям и условиям, внутренний аудитор Общества проводит оценку ее эффективности. Отчет внутреннего аудитора об оценке эффективности СУР по итогам 2019 г. рассмотрен Советом директоров (протокол от 28.08.2020 № 399/2020), которым уровень зрелости СУР был признан между «умеренным» и «оптимальным». По итогам 2020 г. уровень зрелости СУР оценен аналогично.
План мероприятий по развитию и совершенствованию СУР был утвержден решением Совета директоров Общества (протокол от 31.12.2019 № 373/2019) с предварительным рассмотрением Комитетом по стратегии (протокол от 10.12.2019 № 105/2019). В 2020 г. в соответствии с планом по совершенствованию СУР Общества:
- утверждены реестр функциональных рисков и рисков бизнес-процессов Общества на 2020 г., план мероприятий по управлению рисками на 2020 г. (протокол заседания Правления от 30.04.2020 № 10/2020);
- утверждены методологические документы в области идентификации, анализа и оценки рисков Общества, реагирования на риски и документирования информации о них, в области оценки уровня зрелости управления рисками в Обществе;
- представители Общества участвовали в работе Комиссии по методологии систем управления рисками и внутреннего контроля в Группе компаний ПАО «Россети», а также рабочей группы по актуализации методологии управления рисками при Комиссии;
- ряд работников департамента внутреннего контроля и управления рисками вступили в Ассоциацию «Институт внутренних аудиторов», участвовали в вебинарах Ассоциации.
Мероприятия по совершенствованию СУР, запланированные на 2021 год
- Актуализация Политики управления рисками на основе принципов концепции COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности», а также стандарта ISO 31000:2018 «Менеджмент риска — Руководство».
- Разработка методологии определения риск-аппетита в соответствии со стандартами Группы компаний ПАО «Россети». Обеспечение вынесения на утверждение Совета директоров величины риск-аппетита.
- Проведение обучающих мероприятий для менеджмента и работников по вопросам организации и функционирования системы внутреннего контроля (СВК) и системы управления рисками (СУР).
Показатель | Единица измерения | 2018 | 2019 | 2020 | Изменение 2020/2019, % |
---|---|---|---|---|---|
Количество рисков критического уровня существенностиВ связи с изменением в 2020 г. методологии управления рисками в Обществе, а также актуализацией реестра рисков Общества значения показателей предоставляются только за отчетный период. | 1 | ||||
Количество рисков значимого уровня существенности | 8 | ||||
Внутренняя оценка эффективности СВК | балл | 5,2 | 5,3 | 5,3На момент формирования Отчета оценка не проведена. Информация будет дополнена по результатам проведения оценки. | –На момент формирования Отчета оценка не проведена. Информация будет дополнена по результатам проведения оценки. |
Внутренняя оценка эффективности СУР | балл | 4,49 | 4,51 | 4,67Предварительная оценка, материалы в стадии согласования. | – |
Количество контрагентов, в отношении которых введена процедура банкротства | 19 | 23 | 23 | 0 | |
Размер требований Общества, включенных в реестр требований кредиторов или предъявленных должникам, находящимся в процедуре банкротства, по текущим платежам | млн руб. | 759,38 | 768,91 | 760,61 | –1,1 |
Общая сумма денежных средств, поступивших в бюджет Общества от контрагентов, находящихся в процедуре банкротства | млн руб. | 0 | 1,32 | 6,87 | 420,5 |
Размер просроченной задолженности контрагентов, находящихся в процедуре банкротства | млн руб. | 759,38 | 768,91 | 760,61 | –1,1 |
Размер денежных средств, сэкономленных Обществом в связи с приобретением на торгах собственной задолженности перед должниками, находящимися в процедуре банкротства | млн руб. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Общая сумма сделок, совершенных между Обществом и контрагентами, находящимися в процедуре банкротства, признанных недействительными | млн руб. | 0 | 0 | 0 | 0 |